|
Братья Мамины - создатели русского дизеля |
Мамины - известная фамилия в Балаково.
С Иваном Васильевичем и его старшим братом Яковом Васильевичем связаны многие
важные события в истории города и, прежде всего, зарождение и становление
машиностроительной промышленности. В 1899 году на восточной окраине села
Балаково, около хлебной площади, над небольшим зданием появилась вывеска «Чугунолитейный механический
завод бр. Я. и И. Маминых. К этому времени Иван Васильевич закончил свое
образование в Саратове, получив аттестат инженера. Яков Васильевич, талантливый
изобретатель-самоучка, ученик Ф. Блинова, к моменту открытия завода освоил
кузнечное дело, литейное, слесарное и механическое производства, в своих технических
поисках вплотную подошел к созданию двигателя внутреннего сгорания собственной
конструкции. Именно под эту его идею и
создавался завод братьями Мамиными. Первые три года в мастерских завода
ремонтировали сельскохозяйственный инвентарь, изготавливали запчасти к сельхозмашинам,
производили мелкий ремонт различных механизмов, а однажды выполняли церковный
заказ - отливали чугунные решетки для ограды церкви Иоанна Богослова. Кузница, вагранка и механический цех
составляли мощности завода, и работали там всего пять рабочих и один конторщик.
Именно в этих полукустарных условиях и был создан первый двигатель конструкции
Я. и И. Маминых мощностью 9,5 лошадиных сил. Прототипом послужил керосиновый
двигатель английской фирмы "Горнсби". Но сделанная в Балаково машина
работала на очищенной бакинской нефти, была экономичнее, проще в управлении и,
следовательно, дешевле аналогичных зарубежных образцов. Двигатель успешно прошел
заводские испытания. Предположительно, в этот период появилась идея серийного
выпуска подобных машин. Братья Мамины понимали,
насколько необходима их машина в сельском хозяйстве. Выросли они в крестьянской
семье на большом хуторе, с раннего детства были знакомы с тяготами труда хлебопашца
(их отец служил помощником управляющего, а затем управляющим в имении
землевладельца И.В. Кобзаря). Будущее крестьянского труда в России в своих
помыслах связывали только с механизацией. Перед изобретателями встал
глобальный вопрос - где взять деньги на модернизацию завода. Без этого серийный
выпуск двигателей был немыслим. Балаковские хлебопромышленники-толстосумы
давали ссуду только под кабальные проценты. Иван Васильевич предложил следующее
решение: подарить землевладельцу Кобзарю недавно собранный локомобиль, а затем
попросить ссуду. Переговоры с Кобзарем закончились успешно. Мамины получили
ссуду в 22 тысячи рублей под залог всего завода с выплатой шести процентов
годовых и сразу же стали строить и оснащать свое производство. Началась энергичная работа по
улучшению качества двигателей. В 1904 году братья подали заявку на первое изобретение,
а в 1908 году получили привилегию и патент N14061 на русский нефтяной
двигатель под названием "Русский Дизель". Все эти годы, при
наращивании и расширении производства, на заводе выпускались нефтянки
мощностью от 3,5 до 30 лошадиных сил. Продукция заводов Маминых
быстро нашла сбыт. Дело оказалось выгодным и приносило хорошую прибыль. Этому
способствовала рациональная организация производства, хорошо поставленная
реклама, дешевизна рабочей силы (взрослый токарь получал 2 рубля в день, ученик
- от 5 до 20 копеек), продуманная кадровая политика. 1908 год - новый этап в
предпринимательской деятельности Маминых. Братья разделили свой завод на два
самостоятельных в коммерческом отношении отделения. Иван Мамин, стремясь к
финансовой стабильности своего дела, решил заниматься дизелестроением,
постепенно реконструируя и модернизируя производство, работал до революции на
заводе, затем переехал в Саратов, где и умер. Яков Васильевич хотел пойти
дальше и осуществить давнюю мечту - выпускать не только двигатели, но и
колесные тракторы собственной конструкции. После революции переехал в Челябинск,
где осуществил свою мечту. Балаковские двигатели экспонировались как на российских, так и на международных торговых и промышленных выставках в Самаре, Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге, Брюсселе, Париже, Милане, Лондоне, о чем свидетельствуют шесть серебряных медалей, высшие награды и золотая "гран-при" за "изящество конструкции". |
Л.М. Тупикова |
Главная Галерея История Улицы Карта города Телефоны Гостевая книга |