Братья Мамины - создатели русского дизеля

 

Мамины - известная фамилия в Балаково. С Иваном Василье­вичем и его старшим братом Яковом Васильевичем связаны многие важные события в истории города и, прежде всего, зарождение и становление машиностроительной промышленности. В 1899 году на восточной окраине села Балаково, около хлебной площади, над не­большим зданием  появилась вывеска «Чугунолитейный механиче­ский завод бр. Я. и И. Маминых. К этому времени Иван Василье­вич закончил свое образование в Саратове, получив аттестат инженера. Яков Васильевич, талантливый изобретатель-самоучка, уче­ник Ф. Блинова, к моменту открытия завода освоил кузнечное де­ло, литейное, слесарное и механическое производства, в своих тех­нических поисках вплотную подошел к созданию двигателя внут­реннего сгорания собственной конструкции.

Именно под эту его идею и создавался завод братьями Мами­ными. Первые три года в мастерских завода ремонтировали сель­скохозяйственный инвентарь, изготавливали запчасти к сельхоз­машинам, производили мелкий ремонт различных механизмов, а однажды выполняли церковный заказ - отливали чугунные решет­ки для ограды церкви Иоанна Богослова.

 Кузница, вагранка и механический цех составляли мощности завода, и работали там всего пять рабочих и один конторщик. Именно в этих полукустарных условиях и был создан первый дви­гатель конструкции Я. и И. Маминых мощностью 9,5 лошадиных сил. Прототипом послужил керосиновый двигатель английской фирмы "Горнсби". Но сделанная в Балаково машина работала на очищенной бакинской нефти, была экономичнее, проще в управле­нии и, следовательно, дешевле аналогичных зарубежных образцов.

Двигатель успешно прошел заводские испытания. Предполо­жительно, в этот период появилась идея серийного выпуска подоб­ных машин.

Братья Мамины понимали, насколько необходима их машина в сельском хозяйстве. Выросли они в крестьянской семье на боль­шом хуторе, с раннего детства были знакомы с тяготами труда хле­бопашца (их отец служил помощником управляющего, а затем управляющим в имении землевладельца И.В. Кобзаря). Будущее крестьянского труда в России в своих помыслах связывали только с механизацией.

Перед изобретателями встал глобальный вопрос - где взять деньги на модернизацию завода. Без этого серийный выпуск двига­телей был немыслим. Балаковские хлебопромышленники-толстосумы давали ссуду только под кабальные проценты. Иван Васильевич предложил следующее решение: подарить землевла­дельцу Кобзарю недавно собранный локомобиль, а затем попросить ссуду. Переговоры с Кобзарем закончились успешно. Мамины по­лучили ссуду в 22 тысячи рублей под залог всего завода с выплатой шести процентов годовых и сразу же стали строить и оснащать свое производство.

Началась энергичная работа по улучшению качества двигате­лей. В 1904 году братья подали заявку на первое изобретение, а в 1908 году получили привилегию и патент N14061 на русский неф­тяной двигатель под названием "Русский Дизель". Все эти годы, при наращивании и расширении производства, на заводе выпуска­лись нефтянки мощностью от 3,5 до 30 лошадиных сил.

Продукция заводов Маминых быстро нашла сбыт. Дело оказа­лось выгодным и приносило хорошую прибыль. Этому способство­вала рациональная организация производства, хорошо поставлен­ная реклама, дешевизна рабочей силы (взрослый токарь получал 2 рубля в день, ученик - от 5 до 20 копеек), продуманная кадровая политика. 1908 год - новый этап в предпринимательской деятель­ности Маминых. Братья разделили свой завод на два самостоятель­ных в коммерческом отношении отделения. Иван Мамин, стремясь к финансовой стабильности своего дела, решил заниматься дизелестроением, постепенно реконструируя и модернизируя производст­во, работал до революции на заводе, затем переехал в Саратов, где и умер. Яков Васильевич хотел пойти дальше и осуществить дав­нюю мечту - выпускать не только двигатели, но и колесные трак­торы собственной конструкции. После революции переехал в Челя­бинск, где осуществил свою мечту.

Балаковские двигатели экспонировались как на российских, так и на международных торговых и промышленных выставках в Самаре, Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге, Брюсселе, Париже, Милане, Лондоне, о чем свидетельствуют шесть серебря­ных медалей, высшие награды и золотая "гран-при" за "изящество конструкции".

 

Л.М. Тупикова

 

Главная Галерея История Улицы Карта города Телефоны Гостевая книга

 

 



Хостинг от uCoz